
Речь — сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте.В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.В связи с выше сказанным очень важно наблюдать за развитием малыша, за его общением со взрослыми и сверстниками. Речь взрослых должна быть правильной и лаконичной с самого рождения ребенка.
К 1,6-2-м годам ребенок начинает произносить короткие слова и объединять их в небольшие предложения. В три года у ребенка должна быть связная речь. Допускается отсутствие некоторых звуков. К 5-7 годам ребенок должен вести диалог с четким проговариванием всех букв и широким описанием предметов. В 4 года желательно показать ребенка логопеду, и при обнаружении дефектов речи, начать занятия по постановке не выговариваемых звуков. Сказка о весёлом язычке (Артикуляционную гимнастику, проводим в садике 3-5 раз в неделю. Дома для профилактики правильного произношения, можно делать гимнастику для язычка ежедневно, начиная с 2-х лет): Жил был Весёлый Язычок в своём домике. Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык).
Вот выглянуло солнышко, Язычок ему улыбнулся и удивился («улыбка» – «трубочка»).
Потом он решил выйти и погреться на солнышке. Отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул ветерок, Язычок поёжился (язык «иголочкой») и спрятался в домик (убрать язык в рот). Дома Язычок не скучал и напоил котёнка молоком. Котёнок с удовольствием лакал молоко (водим языком по верхней губе сверху вниз). Потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу справа – налево и наоборот). Решил Язычок поиграть – сел на лошадку и поскакал (щёлканье языком).
Посмотрел он на часы, они тикали вот так: «тик – так» (губы в улыбке, рот открыт, высунутым кончиком языка дотрагиваться до уголков рта).
Попил воды из «чашечки» (губы в улыбке, высунутый язык загнуть чашечкой). «Пора и мне спать» – подумал Язычок.